Результаты
самообследования
1.Общие вопросы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом № 2
сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края открыт на базе
бывшего ясли-сада 15
августа 1996 года приказом комитета по образованию при администрации
Ульчского района от 22.08.1996 г. № 089
Здание детского дома типовое, двухэтажное, расположено вдали от промышленных
предприятий.
Территория озеленена
насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные
виды деревьев и кустарников, клумбы с цветами.
Вблизи детского дома расположены:
МОУ СОШ , Центральная библиотека, Детская библиотека, Детская
музыкальная школа, Дом культуры, Музей. С данными учреждениями налажено тесное
сотрудничество.
В учреждении имеется
достаточная материально – техническая база, создана предметно – развивающая
среда, соответствующая всем современным санитарным, методическим требованиям. В учреждении имеются пять персональных
компьютеров, один находится в старшей группе. Сотрудники и дети имеют доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям
В учреждении
оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную,
обеденную зоны, имеются две спальни. Музыкальный и физкультурный зал находятся в
общем помещении.
В
детском доме воборудована комната под названием «Зелёный сад» с разнообразными
экзотическими растениями, напольным аквариумом и домашним кинотеатром -
телевизором с многоканальной телевизионной
тарелкой и антенной «Орион-экспресс»,
место, где дети отдыхают, встречаются с
родственниками, отмечают дни рождения и просто смотрят любимые фильмы.
Группы детского дома имеют следующие
параметры:
§ разнообразие - наличие всевозможного игрового
и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной,
изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой и общей моторики,
формирование представлений о самом себе, организация двигательной активности
детей и др.
§ доступность – расположение игрового и
дидактического материала в поле зрения ребенка;
§ эмоциональность – обеспечение индивидуальной
комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда
яркая, красочная, привлекающая внимание ребенка и вызывающая у него
положительные эмоции);
§ зонирование – построение не пересекающихся
друг с другом игровых и учебных зон;
§ комфорт – максимальное приближение групповых
комнат к домашним условиям.
Дошкольное учреждение полностью укомплектовано
педагогическими кадрами.
Одним из аспектов
административной работы в детском саду является охрана труда. С этой целью
систематически проводится инструктаж по технике безопасности, знакомство с
должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными правилами работы с
техническим оборудованием. Выполнение вышеуказанных инструкций и правил
контролируется представителями профсоюзной организации детского сада и
администрацией. Кроме того, систематически проводится осмотр электрического и
технического оборудования, состояние рабочих мест, выдается спецодежда, моющие
средства.
2.Содержание
образовательной деятельности
Целью образовательной деятельности
Детского дома является содержание, воспитание и образование детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста, защита их
законных прав и интересов.
Основными задачами Детского дома
являются:
- создание благоприятных условий, максимально приближённых к домашним,
способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности
воспитанника;
- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и
социальной адаптации воспитанников;
- освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- коррекция отклонений в развитии ребенка;
- обеспечение защиты прав и законных интересов воспитанников;
- формирование у воспитанников гражданских и нравственных качеств,
соответствующих общечеловеческим ценностям;
Деятельность Детского дома основывается
на принципах:
- демократии и гуманизма;
- общедоступности;
- приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
- гражданственности;
- свободного развития личности;
- автономности и светского характера образования.
Основные характеристики образовательного
процесса.
- Обучение, воспитание и общение в Детском доме ведутся на русском языке.
- Детский дом реализовывает основную общеобразовательную программу дошкольного
образования.
- Организация обучения и воспитания в Детском доме строится с учётом
индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с годовым планом
учебно-воспитательной работы, утверждённым педагогическим советом,
согласованным с Учредителем.
- Режим дня, обеспечивает сочетание обучения, труда, отдыха, воспитательных
мероприятий, составляется с учётом круглосуточного пребывания воспитанников в
Детском
доме.
- В Детском доме функционируют две
возрастные группы детей с 3-х до 7 лет.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса обеспечивается за счет
качественной реализации «Программы
воспитания и обучения в детском саду» (обновленный вариант) под редакцией
М.И.Васильевой
Программа
разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
В Программе на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях
гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее
развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и компетенций.
Содержание Программы соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей.
Программа основана на комплексно –
тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Программа предполагает построение
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
Программа составлена в соответствии с
образовательными областями:
«Физическая
культура»
«Здоровье»
«Безопасность»
«Социализация»
«Труд»
«Познание»
«Коммуникация»
«»Чтение
художественной литературы»
«Художественное
творчество»
«Музыка»
В
2010 году начали реализовывать авторскую программу педагога детского дома
Цунской Светланы Валерьевны «Дошколёнок»
по использованию нетрадиционных техник на занятиях ручным трудом.
3.Методическое
обеспечение воспитательно-образовательного процесса:
1. Голубева
Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
2. Лямина
Г.М. Развитие речи детей раннего возраста. – М., 2005
3. Ребенок
от рождения до года жизни/ Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез,
2008-2010.
4. Теплюк
С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.:
Мозаика – Синтез, 2005.
5. Новикова
И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.:
Мозаика – Синтез, 2009-2010.
6. Пензулаева
Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез,
2009.
7. Пензулаева
Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: Мозаика
– Синтез, 2009.
8. Пензулаева
Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика –
Синтез, 2009.
9. Пензулаева
Л.И. Физкультурные занятия в детском саду.Старшая
группа. М.: Мозаика – Синтез,2009.
10.
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание
в детском саду.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.
11.
Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в
детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
12.
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова
Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
13.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной
труд в детском саду. М.: Мозаика –синтез, 2005.
14.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое
воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
15.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная
деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
16.
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию
из строительного материала в средне группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез,
2006.
17.
Помораева И.А., ПозинаВ.а. занятия по
формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста. М.: Мозаика –Синтез, 2006.
18.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. –
М.: Мозаика –Синтез, 2005
19.
Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с
окружающим миром в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика – Синтез, 2009
20.
Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с
окружающим миром в средней группе . Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез,
2009
21.
Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с
окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика – Синтез, 2009
22.
Гербова В.В. Развитие речи в детском
саду. Для занятий с детьми 2-3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
23.
Гербова В.В. Развитие речи в детском
саду. Для занятий с детьми3-4 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
24.
Гербова В.В. Развитие речи в детском
саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
25.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш
ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
26.
Комплексные занятия в ДОУ. Первая
младшая группа. М.:. Мозаика – Синтез, 2011
27.
Комплексные занятия в ДОУ. Вторая
младшая группа. М.:. Мозаика – Синтез, 2011
28.
Комплексные занятия в ДОУ. Средняя
группа. М.:. Мозаика – Синтез, 2011
29.
Комплексные занятия в ДОУ. Старшая
группа. М.:. Мозаика – Синтез, 2011
30.
Комплексные занятия в ДОУ.
Подготовительная группа. М.:. Мозаика – Синтез, 2011
31.
Елжова Н.В. Система контроля и
методическая работа в ДОУ./ Н.В. Елжова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Режим организации
непосредственно образовательной деятельности составлен с учётом возрастных норм
и индивидуальных особенностей воспитанников, в соответствии с гигиеническими
требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
В учреждении выстроена четкая система
методического контроля и анализа результативности
воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития
дошкольника и функционирования ДОУ в целом.
В учреждении
организовано и функционирует методическое объединение. Тематика работы
определяется наиболее актуальными проблемами современного дошкольного
образования и организуется таким образом, чтобы проблема была рассмотрена как в
теоретическом, так и в практическом плане.
В МБОУ работает эффективная система
наставничества: молодые педагоги активно перенимают опыт более опытных коллег.
Обмен опытом осуществляется посредством открытых просмотров, смотров-конкурсов,
совместных методических мероприятий.
Основополагающей в работе нашего учреждения
является работа с кадрами. Так как именно кадровый состав оказывает огромное
влияние на успешность учебно-воспитательной и коррекционной работы, проводимой
с детьмиУже много лет работа коллектива направлена на комплексный,
обоснованный, индивидуально дифференцированный подход в коррекционно-развивающем
обучении и воспитании детей. В системном подходе реализуется отношение к
ребенку, как к системно-реализующемуся индивидууму, имеющему свою субъективно
выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на
изменяющуюся социальную среду. При этом
процесс продуктивного взаимодействия
ребенка и взрослого динамический мотивообразующий процесс для обоих участников
общения, рассматривается как стержень коррекционно-развивающего обучения и
воспитания. Согласно этому строится вся методическая работа. Педагоги детского
дома в каждой возрастной группе отслеживают динамику развития ребенка, учитывая
клинические и индивидуальные особенности детей, работу свою строят
комплексно.такая деятельность происходит на специальных занятиях, а затем переносится
в свободную деятельность детей.
Большая работа
проводится по социальной защите воспитанников. Дети поступают в детский дом с
личными делами по путевкам комитета по
образованию и заявлениям родителей по ходатайству отдела опеки и попечительства
по Ульчскому муниципальному району. Личные дела детей тщательно исследуем и
дополняем недостающими документами, оформляем документы по назначению
социального пособия и пенсий по болезни воспитанников, проводим пересмотр
пенсий по истечении срока; разыскиваем родителей, которые по решению суда
обязаны выплачивать алименты на содержание детей; открываем лицевые счета в
отделениях Сберегательного банка на каждого воспитанника; осуществляем контроль
за поступлением денег, проводим работу по закреплению жилья за детьми.
Большое внимание
уделяем социальной адаптации воспитанников – это общение с детьми, игры,
предметная деятельность, труд, наблюдения, изо деятельность. Для социализации
личности важны те виды деятельности, которые дают ребенку возможность
приобщаться к миру людей в реальном плане.
Материнская и
социальная депривация, дефицит общения со значимыми взрослыми, отсутствие
отношения принятия и другие особенности воспитания приводят к нарушению,
искажению взаимодействий ребенка с социальной средой. Поэтому проблема
приобщения ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и
переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, всегда была и остается
одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.Наши ребята частые гости
в детском саду «Теремок», слушают и смотрят музыкальные сказки в детской
музыкальной школе; посещают открытые
мероприятия в библиотеке, участвуют в концертных программах Дома культуры. Воспитатели проводят экскурсии
по всему селу и различным организациям
Большая совместная работа проводится сдетским домам №1, где воспитываются
старшие братья и сестры наших детей: общие праздники, игры, просто общение вне
стен учреждения.Ведь известно, что социализация осуществляется как в ходе
целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под
влиянием широкого круга других воздействующих факторов.
Имеющиеся в
образовательном учреждении резервы для повышения качества учебно-воспитательного
процесса: педагоги постоянно стремятся к самосовершенствованию собственной
педагогической деятельности, активно
занимаются самообразованием, принимают участие в методической работе МБОУ,
делятся опытом и перенимают его у других .